Главная >> Античная наука и техника 4 тыс. до н.э. >> Периодизация античной науки
Периодизация античной науки
Периодизация античной науки

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта "наука" была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н. э. "наука" была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки "о природе" была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления "единой науки" начался еще в V до н. э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и др., которые никогда не были частью науки "о природе". Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Апполоний Пергсский и др. Именно тогда, в III -II вв. до н. э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Астрономия возникла в глубокой древности в связи с потребностями хозяйства и необходимостью измерять время по движению Солнца, планет звезд и ориентироваться на море и на земле. Вначале она была связана с астрологией и использовалась жрецами.

Отдельные элементы астрономии были заложены в Древнем Египте (IV в. до н. э.) Наблюдения за разливом Нила и за движением небесных светил позволили отметить, что ранний утренний восход звезды Сириуса совпадает с началом подъема воды в Ниле. Совпадение этих явлений повторялось ровно через 365 дней. Таким образом, была определена продолжительность года. В Древнем Египте он делился на 12 месяцев, по 300 дней каждый, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось по 5 дней. Для наблюдения за звездами пользовались отвесом и визировальной дощечкой. Солнечные часы использовались еще в III в. до н. э. Для наблюдений ночью в Древнем Египте были созданы водяные часы.

Греки стремились дать астрономии математическое обоснование. Они были хорошо знакомы с явлениями, связанными с кажущимся суточным вращением небесного свода и видимым движением планет, они знали о шарообразности Земли и определили длину земной окружности. Знаменитый греческий астроном Аристарх Самосский (около 250 г. до н. э.) выдвинул мысль о вращении шарообразной Земли вокруг оси и о движении ее вокруг Солнца, но его взгляды не получили распространения. Характерным для античной астрономии было учение известного астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (II в. н. э.), по которому Земля представлялась неподвижной в центре мира, а небо с планетами изображалось как ряд твердых концентрических сфер, окружающих Землю и находящихся в равномерном вращении. Эта геоцентрическая система мира, служившая в течение более тысячи лет, вплоть до учения Коперника, основой всех астрономических знаний, была изложена Птолемеем в сочинении, названном его арабскими переводчиками «Альмагест».

В результате накопления опыта в производстве орудий труда и в создании различных искусственных сооружений были открыты некоторые законы механики.

Примерно к началу IV в. до н. э. уже были известны простейшие законы сложения и уравновешивания сил, приложенных к одной точке, вдоль одной и той же прямой. Особый интерес привлекала задача о рычаге, теория которого была создана великим ученым древности -Архимедом (около 287 г. - 212 г. до н. э.) В своем сочинении «О рычагах» он установил правило сложения и разложения параллельных сил, дал определение понятия центра тяжести системы двух грузов, подвешенных к стержню, и выяснил условия равновесия такой системы. Архимеду принадлежит открытие основных законов гидростатики, изложенные им в труде «О плавающих телах».

Также были открыты и исследованы некоторые законы физики. Были проведены наблюдения над притяжением магнита и наэлектризованных тел (Фалес Милетский), установлены законы отражения света в зеркалах (Эвклид), исследовано преломление света (Птолемей), создано учение об атомах (Левкипп и Демокрит).

Физико-механические знания древних ученых нашли отражение в работах Герона Александрийского (около 1 в. н. э.), среди которых наибольший интерес представляет работа «Об искусстве изготовлять автоматы». В этом труде содержится описание того, как простейшими механизмами, с помощью груза и системы блоков, а также зубчатых колес и рычагов, можно получить автоматическое движение различных фигурок, которые могли бы разыгрывать перед зрителями целые пьесы.

Герон сделал целый ряд открытий и в области физики. Среди них стоит упомянуть «геронов шар», в котором водяная струя выбрасывается посредством сжатого воздуха. На этом же принципе основан и паровой шар, представлявший собой полый шар, укрепленный на оси. В него впускается пар из особого резервуара, в котором вода подогревается до точки кипения. В шар вставлены две трубки с загнутыми в противоположные стороны концами. Пар, вырываясь из трубок, приводит шар в быстрое движение.

Период элементарной математики начался в Древней Греции и продолжался до начала XVII в. Большой вклад в развитие математики сделали Эвклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский. В знаменитых «Началах» Эвклида геометрия вылилась уже в строго продуманную логическую систему. В них были впервые заложены основы систематической теории чисел. Огромную роль для развития математики имело создание индийскими учеными современного начертания чисел. В нем значение каждой цифры определялось ее положением, а десятая цифра выражалась, так же как и в нашем исчислении, нулем. В области математики китайские ученые также сделали большие открытия. В сочинении «Арифметика» (первая половина II в. до н. э.) излагаются приемы решения системы уравнений первой степени с двумя неизвестными.

Первый, донаучный период в развитии химии получил название алхимии. Он начался в 1 в. н. э. и продолжался в Западной Европе до XVI в.

Древние цивилизации обладали большим практическим опытом, благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения. Ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности, от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов. Знание - от Бога, покровителя касты, поэтому знание практически находилось в "застывшем " виде, оно не обсуждалось, критически не анализировалось, оно было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов. Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп определяется моделью, в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель. Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая характерны более динамичные процессы накопления и обновления знания.

В целом знания древних цивилизаций носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии не было различия между точным и приближенным решениями задач. Любое решение оказывалось приемлемым, если оно приводило к желаемым результатам. Даже решение сложных математических задач с использованием многостепенных уравнений, а также частных проектных проблем не выводило жрецов, тогдашних носителей знания, на необходимость обобщений, создание логического инструмента исследований, системы доказательств, т. к. в этом случае знание теряло бы свою сакральность.

Утверждение общезначимого гражданского права означало секуляризацию общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных и мистических представлений. Отношение к закону не как к слепой силе, продиктованной свыше, а как к демократической норме, принятой большинством в процессе всенародного обсуждения, основывалось на риторике, искусстве убеждения и аргументации. Все входящее в интеллектуальную сферу подлежало обоснованию, каждый имел право на особое мнение, это приводило к осознанию того факта, что истина является не продуктом догматической веры, принимаемым в силу авторитета, а результатом рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Сформировался аппарат логического рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знания в целом, в инструмент передачи знания от индивида в общество - появилась наука как доказательное знание.

Важным шагом становления науки был отказ от материально-практического отношения к действительности и порождение идеализации. В Греции возникли такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем развивалась наука.

Важнейшим результатом греческой мысли явилось объективное рассмотрение природы как реальности, независимой от политических интересов и моральных норм. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Все это в значительной степени объясняет независимость греческой науки и философии от мифологии, из недр которой они вышли. Шел процесс трансформации мифологических представлений в теоретическое мышление.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Свое завершение программа получила в философии Платона, который нарисовал картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург.

Второй научной программой античности стал атомизм, основателями которого были Левкипп и Демокрит. Атомизм являлся физической программой, т.к. наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Аристотель отказывается признать функционирование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. В его теории воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Заслугой Аристотеля явилось постановка на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата и систематизация накопленных знаний.

Все дальнейшее развитие науки было развитием и преобразованием этих научных программ. Античная наука это еще не наука в современном смысле слова. Еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики. Это - разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно - объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 205 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_1.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • 135.jpg
  • photo.jpg
  • fig_2.jpg