Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт

До середины XIX в. грузовые и пассажирские перевозки осуществлялись в основном по рекам. На крупнейших судоходных артериях возникали города и заводы, развивалась торговля. Наземный транспорт был гужевым - на конной тяге. Но развивающаяся промышленность требовала более совершенного - надежного и быстрого -средства передвижения. Им стала железная дорога, позволяющая перевозить очень тяжелые грузы с гораздо более высокой скоростью.

Железная дорога - рельсовый путь, по которому движутся локомотивы и вагоны (подвижной состав). Есть на железнодорожном пути разъезды, станции и остановочные пункты, действуют системы сигнализации и связи. Восстанавливают пути и подвижной состав специальные ремонтные предприятия.

Рельсовый путь - это основа железнодорожного транспорта. Стандартная длина рельса - 12,5 и 25 м , но в последние годы укладывают и сварные плети длиной до 800 м -бесстыковый путь. Ширина рельсовой колеи на российских дорогах равна 1520 мм.

Прямая и круговые участки железнодорожного пути соединены между собой криволинейными - с таким переменным радиусом, чтобы центробежная сила, возникающая при движении по закруглению, нарастала постепенно. Минимальный радиус криволинейных участков на перегонах составляет 300 м.

На железнодорожном пути имеются горизонтальные участки, называемые площадками, и уклоны, крутизна которых измеряется в промиле.

Для соединения и пересечения железнодорожных путей служат стрелочные переводы, стрелочные улицы, съезды и т.п. Стрелки переводят либо вручную, либо (на станциях, где много путей) централизованно - с пульта диспетчера. Железные дороги оборудуют различными путевыми и сигнальными указателями - километров, пикетов, начала и конца криволинейных участков, уклонов; знаками и светофорами, входящими в систему автоматической блокировки.

Самым первым типом тяговой машины для передвижения поездов - локомотива был паровоз. Он имел паросиловую установку - паровой котел и паровую машину. На отечественных железных дорогах паровоз использовался с 1834 г. до середины 50-х гг. XX в.

Самый серьезный недостаток паровоза - низкий коэффициент полезного действия (КПД), который не превышает 7-9%, а часто снижается до 5%. Это означает, что из каждых 100 кг топлива, сжигаемого в топке паровозного котла, полезно используется только 5-9 кг.

Тепловозы - локомотивы с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизелем. Они обладают высоким КПД (до 30%) и работают в любых климатических условиях. Строительство железных дорог с тепловозной тягой обходится дешевле, чем с паровозной или электрической. Отечественная промышленность выпускает магистральные тепловозы с электрической передачей. Дизель вращает электрический генератор переменного тока, подключенный к силовому выпрямителю. Постоянный электрический ток поступает на тяговые двигатели, которые через редукторы вращают колесные пары.

Тепловозы бывают грузовые, пассажирские и маневровые.

Локомотив с электродвигателями, получающими энергию от контактной сети, называется электровозом.

Сейчас в России эксплуатируются электровозы переменного однофазного тока (питающее напряжение 25 кВ и частота 50 Гц), а также постоянного тока (напряжение 3 кВ). Это мощные грузовые локомотивы отечественного производства серии В Л и чехословацкие пассажирские серии ЧС.

Большое достоинство электровоза - экономичность. Во время движения под уклон его электродвигатели работают как генераторы электрического тока, который поступает обратно сеть. Такой режим называется рекуперационным торможением. Коэффициент полезного действия электровоза при этом достигает 88-90 процентов.

В средней части кузова электровоза размещено электрическое и пневматическое оборудование, в торцах располагаются кабины машиниста. На крыше находятся два токоприемника и другие агрегаты.

Моторные вагоны снабжены собственным двигателем. Из моторных и прицепных вагонов формируют дизель-поезда и электропоезда (электрички).

Первая городская подземная дорога была открыта в 1863 г. в Лондоне. В отличие от наземных электрических железных дорог, где провод располагается над путями, в метро таким проводником электричества стал третий, изолированный от земли рельс, находящийся под постоянным напряжением в 600-800 В.

В России проект «подземки» в 1902 г. разработал и представил Московский городской думе инженер Петр Иванович Балинский.

Первая линия метро открылась в Москве только в 1935 г. Сегодня оно работает в крупных российских городах Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге.

Скорость движения поездов регулирует автоматическая система, которая контролирует и действия машиниста.

Метро проветривают через вытяжные шахты. Поезд в туннеле действует как поршень, выталкивая воздух через шахту, находящуюся впереди, и засасывая его из той, которую уже миновал.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 407 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • 135.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • fig_2.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • photo.jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg