Главная >> Использование современных ядерных технологий >> Политические аспекты создания и распространения атомного оружия
Политические аспекты создания и распространения атомного оружия
Политические аспекты создания и распространения атомного оружия

«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука».

А.П.Чехов

Фашизм изменил судьбы всех людей на Земле. Ещё до начала Второй мировой войны прогрессивным людям стало очевидно, что фашизм несёт неисчислимые бедствия. Практически все учёные-физики присоединились к борьбе с «чумой XX в.» Известными антифашистами были М. Планк, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, Э. Шрёдингер, М. фон Лауэ ... Имена учёных, которые встали в ряды борцов против фашистской агрессии, поставлены документами XX в., в которых содержатся призывы к миру во всем мире.

Обострённое чувство социальной ответственности было присуще многим ученым. А. Эйнштейн отказался принять участие в Манхэттенском проекте. Его антимилитаристская позиция вызывала ненависть националистических и антисемитских кругов в Германии. А. Эйнштейн занимал ведущее место в немецкой «Лиге прав человека», возникшей после войны. По словам учёного, он отправлялся в лекционные туры не только как исследователь, но и «как посланец мира». А. Эйнштейн написал известное письмо президенту США Рузвельту о необходимости тщательного исследования вопроса о применении ядерной энергии в военных целях.

В гитлеровской Германии М. фон Лауэ не считал себя вправе оставаться в стороне. Он помог многим преследуемым учёным совершить побег за границу. Своего единственного сына он в 1937 г. отправил учиться в Принстон (США), «для того, чтобы он не оказался вынужденным воевать за Гитлера». В тяжёлые времена «тысячелетнего рейха» М. фон Лауэ своим личным примером во многом способствовал сохранению авторитета немецкого естествознания. Весной 1957 г. М. фон Лауэ подписал Гёттингенское обращение, в котором общественность выступала против использования атомной энергии в целях массового уничтожения людей.

Будучи противником фашизма, Э. Шрёдингер оставил место профессора в Берлинском университете. Н. Бор покинул фашистский рейх и эмигрировал в Англию в мае 1933 г. Он отказался эмигрировать в США и принимать участие в научной стороне проекта, даже на английской стороне, хотя Англия приняла эмигранта и предоставила ему убежище во время войны. Выступая с докладом о границах физической картины мира в 1959 г., он писал: «Когда я был молодым, ещё можно было оставаться чистым учёным, не очень заботясь о применениях, о технике. Сегодня это больше невозможно. Ибо исследование природы чрезвычайно сильно связано с социальной и политической жизнью...Сегодня каждый исследователь является звеном технической и индустриальной системы, в которой он живёт. Поэтому он также должен нести часть ответственности за разумное использование его результатов. Атомная вона была бы величайшей катастрофой из всех, какие знало человечество. Я не верю также в то, что при большой войне между основными державами возможна какая-либо защита для населения. Все предложения такого плана, по моему мнению, служат лишь дымовой завесой для прикрытия существа дела; и они выдвигаются теми, кто выступает за атомное вооружение».

Б. Понтекорво, эмигрант из фашистской Италии, участник Манхэттеновского проекта, принял политическое решение эмигрировать ещё раз, теперь уже в СССР, тайно покинул США и, приехав в СССР, успешно продолжил работу уже здесь.

Одна от главных трудностей технического использования ядерной энергии заключалась в том, что для осуществления цепной реакции нужен был редкий и дорогой изотоп урана-238. Предполагалось также использовать открытый в США плутоний. Для получения изотопов в больших количествах нужны были особые установки и технологии, создание которых требовало больших денежных затрат. Теперь речь шла о принятии решений на государственном уровне. Дальнейшая судьба ядерных исследований определялась ходом политических событий.

До начала войны работа американских, английских и немецких физиков напоминала гонку с преследованием. С началом войны в Америке было начато беспрецедентное финансирование проекта. В меморандуме Л. Сцилларда Рузвельту от 15 августа 1939 г. говорилось о том, что «есть основания предполагать, что использование быстрых нейтронов позволит легко конструировать чрезвычайно опасные бомбы». К чести учёного, целью меморандума было предупредить правительство о возможности создания оружия в странах милитаристского блока и предостеречь об опасности этого. В документе говорилось об опасности создания и использования атомного оружия, как угрозы планетарного масштаба, любой страной.

Германия прекратила продажу урана с чешских рудников сразу после захвата Чехии, что было тревожным фактом. На него обратили внимание политики и учёные всех стран. Наиболее вероятным предположением было то, что в Германии активно велись работы в области атомных и ядерных исследований. О. Ганн призывал немецких учёных открыто публиковать свои работы, что сильно раздражало гитлеровское правительство. После начала гонений многие ученые покинули Германию и страны, завоеванные Гитлером. К счастью, в Германии не разрабатывалось атомного оружия. Это было вызвано техническими трудностями. Разработки в области атомной и ядерной физики требовали больших финансовых вложений, на что Германия не была готова. Уверенность в победе во Второй мировой войне, во-первых, и требование Гитлером скорого результата привели к тому, что Германия отказалась от работ в этой области. Поэтому немецкие физики-ядерщики не стояли перед выбором, участвовать или нет в атомном проекте. В сообщении, опубликованном в журнале «Натурвиссеншафтен» в 1946 г. и в английском журнале «Нейчур» в 1947 г. В. Гейзенберг дал подробное описание работ по использованию атомной энергии, которые велись в гитлеровской Германии во время Второй мировой войны. Из приведённых фактов следует, что реальность создания атомного оружия в Германии никогда серьёзно не рассматривалась, и на это оружие правительство ставки не делало. Немецкие ученые вряд ли имели одну тысячную долю денежных средств, предоставленных правительством США. К тому же в Германии были отстранены от научной и педагогической деятельности многие исследователи еврейского происхождения и учёные-пацифисты.

Опасность, нависшая над миром, становилась очевидной задолго до того, как были созданы и испытаны первые атомные бомбы. Америка выдвинула основной целью создания оружия победу в войне. Н. Бор неоднократно призывал Рузвельта отказаться от идеи применения атомного оружия после того, как стало окончательно ясно, что СССР победит. Однако темп работы над атомным проектом не снижался.

Началом атомного века можно считать лето 1945 г., когда было проведено первое испытание атомного оружия в североамериканской пустыне. Тем самым был завершен этап научно-технической работы большой интернациональной группы учёных, работавших в США. Дж. Франк, участник Манхэттенского проекта, за несколько недель до первого в истории испытательного взрыва атомной бомбы в Аламогордо обратился в военное министерство США с предостережением от любого использования сил атома в целях уничтожения и призывал к международному сотрудничеству в этой области. Письмо-обращение, подписанное ещё семью учёными, вошло в историю как «Доклад Франка».

Проект по созданию бомб, которые были сброшены над городами Японии, стоил более двух миллиардов американских долларов. Учёные открыто выступили против продолжения проекта по разработке атомного оружия после разгрома фашизма. Смена президента в США не изменила политики страны. Трумен отдал приказ о бомбардировке городов Японии, с которой США находились в состоянии войны. Для мировой общественности атомный век начался в августе 1945 г. после взрыва в Хиросиме. Взрывы произвели ошеломляющее впечатление, их назвали человеконенавистническим актом. Погибло сразу 200 тысяч человек. Тем ни менее, первое сообщение о работах американских, английских и канадских исследователей появилось только в 1946 г., через год после применения атомного оружия. Судьба пилотов, управлявших самолётами с атомными бомбами, трагична. Через несколько лет, осознав масштаб своего поступка, двое уволились из рядов вооружённых сил, не желая иметь дело с военной государственной машиной, третий стал добровольным отшельником, а четвёртый покончил с собой.

Не все учёные были едины в своём мнении о дальнейшей судьбе атомной и ядерной физики. Мнения физиков разделились. Э. Ферми считал, что речь идёт только «о прекрасной физике». Р. Оппенгеймер, А. Комптон, Г.А. Лоуренс не сделали ничего, чтобы предотвратить бомбовый удар по городам Японии. Возможно, это стало результатом ложной лояльности к стране, которая приняла беженцев из Европы и предоставила им возможность жить и работать.

Б. Брехт под впечатлением взрывов написал: «Стало постыдным что-либо изобретать». Наука - вне морали? Наука как чистая наука? Это было возможно ранее и перестало быть возможным после создания атомного оружия. «Чистая» прикладная «красивая физика» Э. Ферми -разрушенные города, погибшие люди, навсегда утраченные территории.

Развитие наук нельзя остановить, открытия совершаются, но многократно возросла ответственность учёных за применение результатов их деятельности. Всякая попытка ограничения доступа к информации, в первую очередь научной, представляет серьёзную угрозу для общества, прогресса и цивилизации. Но наука может служить делу прогресса человечества лишь при торжестве мира и международного сотрудничества. Это стало идеологией учёных на многие десятилетия.

Вторая мировая война закончилась. Однако война в мире - нет. Очаги войны разгорались во Вьетнаме, Индонезии, Малайе, Греции. Опасность немирного использования атомных и ядерных технологий оставалась. Испытания атомного оружия теперь проводились не только Америкой. К ним присоединился СССР, Франция, а в дальнейшем, Китай. Для испытаний выбирались отдалённые территории. Острова Фиджи и остров Пасхи были уничтожены в ходе испытаний атомного оружия.

Разработка и испытания ядерного и термоядерного оружия проводились и в СССР. В конце августа 1949 г. правительственная комиссия под научным руководством И.В. Курчатова присутствовала на испытании первой советской атомной бомбы. Решение о разработке и изготовлении сверхмощного термоядерного заряда и проведении его воздушных испытаний было принято Правительством СССР в ноябре 1955 г. Для ее доставки к месту испытания в конструкторском бюро А.Н.Туполева была осуществлена модернизация самолета ТУ-95, получившего индекс ТУ-95-202. В 1956 г. на полигоне 71 ВВС начались полевые испытания самолета-носителя ТУ-95-202 и "супербомбы". Научное руководство испытаниями "изделия 202" осуществлял Г.А. Цырков. К началу 1957 г. уникальный испытательный комплекс был полностью отработан, но сами испытания были "заморожены" на четыре года и состоялись на Северном испытательном полигоне Новая Земля только 30 октября 1961 г.

Очевидным было объединение всех прогрессивных сил планеты. Надо было добиться запрета на использование и испытание атомного оружия. В феврале 1949 года в Париже собрался инициативный комитет по созыву Всемирного конгресса в защиту мира. В комитет входили представители разных стран и профессий. Характерно, что председателем конгресса был физик-атомщик Ж. Кюри. 20 апреля 1949 г. в зале Плейель в Париже Ж. Кюри объявил Всемирный конгресс сторонников мира открытым. Это было самое массовое движение в защиту мира в истории человечества. Ж. Кюри закончил свою вступительную речь так: «Тем же, кто понял опасность, мы спокойно, но решительно скажем: вам придётся считаться с нами». Именно для Всемирного конгресса П. Пикассо создал образ голубки как символа мира. В манифесте Первого Всемирного конгресса сторонников мира есть слова «Отныне защита мира становится делом всех народов».

В 1950 г. на сессии Всемирного Совета Мира в Стокгольме обсуждалась идея обращения не к народам или организациям, а к каждому человеку на земле. Текст воззвания приняли единогласно все члены комитета и подписали. В Стокгольмском Воззвании, принятом 19 марта 1950 г., требовалось «безоговорочное запрещение атомного оружия - оружия запугивания и массового уничтожения, установление строгого международного контроля для проведения в жизнь этого запрещения». Оговаривалось, что правительство, которое первым применит против какой-либо страны атомное оружие, совершит преступление против человечества. Такое правительство следовало считать военным преступником.

К 1 мая 1950 г. под Стокгольмским Воззванием был собран один миллион подписей, а к 30 мая - сто миллионов. Уже через полгода было собрано полмиллиарда подписей

Второй Всемирный конгресс должен был проходить в Шеффилде, Англия. Среди немногих делегатов, допущенных на территорию Англии, был П. Пикассо. Одновременно с конгрессом должна была состояться выставка его произведений в Лондоне. Узнав, что английский премьер-министр Этгли запретил проведение конгресса в Шеффилде и запретил въезд в страну многим учёным, П. Пикассо отказался придти на открытие своей выставки и решил покинуть Англию. Эмиссар правительства уговаривал художника не смешивать искусство с политикой, убеждая, что конгресс и выставка - вещи, не имеющие отношения друг к другу, что англичане почитают художника П. Пикассо, а не участника конгресса, на что П. Пикассо ответил: «Вам может показаться странным, но это один и тот же человек».

В 1955 г. на международной конференции физиков в Майнау-на-Бодензее, помимо научных обсуждались вопросы мира. Результатом стало знаменитое Майнауское заявление лауреатов Нобелевской премии. В документе декларировалось, что «все нации должны добровольно отказаться от применения силы как крайнего средства в политике. Если они не сделают этого, они перестанут существовать».

В 1956 г. была основана Всемирная федерация научных работников, президентом которой был избран Ж. Кюри. Устав федерации гласил, что учёные не имеют права быть пассивными свидетелями применения науки во вред человеку, ибо «оно не только вызывает бесплодное расточительство и страдания, но и тормозит развитие самой науки». Настоящего учёного отличает не только сила характера и талант, но и осознание своей ответственности перед другими людьми, перед человечеством, его политическая позиция. В жизни и науке многое зависит от личности учёного. Физик-атомщик Дж. Франк утверждал, что для достижения величайших научных успехов требуется не только редкой меры одарённость, но также редкой меры сила характера, терпение, мужество, необычайное правдолюбие и способность распознавать действительно существенное и концентрировать на нём своё внимание». В. Гейзенберг подчеркивал, что «изобретение атомного оружия поставило перед наукой и перед учёными совершенно новые проблемы. Влияние науки на политику стало много больше, чем оно было перед Второй мировой войной; и это обстоятельство накладывает двойную ответственность на учёных, особенно на физиков-атомщиков». Для всех стало очевидным, что не существует защиты от атомного оружия, оно навсегда изменило мир.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 288 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • fig_1.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • 135.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_2.jpg