Главная >> Использование современных ядерных технологий >> Космические корабли с ядерными двигателями
Космические корабли с ядерными двигателями

Космические корабли с ядерными двигателями

50 лет назад по инициативе Д.ИБлохинцева и С.П.Королёва была начата программа по созданию космических кораблей с ядерными двигателями. Для этого разрабатывались проекты создания космической атомной электростанции. Были созданы технологии изготовления технической керамики на основе окиси бериллия, а также топливные элементы. Были проработаны теоретические и практически вопросы прямого преобразования энергии ядерного деления в электрическую энергию. Многие сопровождающие проект решения были осуществлены в других космических программах, но после смерти С.П.Королёва поисковая разработка по созданию космических аппаратов на ядерных двигателях была надолго отложена.

В СССР была разработана и изготовлена серия ядерно-энергетических установок (ЯЭУ) для применения в космических аппаратах (КА). Основанием для производства таких работ послужили лучшие характеристики ЯЭУ в сравнении с солнечными батареями и с фотоэлектрическими преобразователями. Было изготовлено и запущено свыше 30 ЯЭУ. Под научным руководством Физико-энергетического института и при участии ряда других организаций была разработана конструкция малогабаритного ядерного реактора, проведены многочисленные стендовые испытания отдельных узлов и наземного образца.

В 1987 г. на космическую орбиту был выведен КА "Космос-1818" с ЯЭУ "Топаз-1", в 1987 г. - КА с ЯЭУ "Топаз-1". ЯЭУ "Топаз-1" проработал на орбите один год, что является мировым достижением.

В последующие годы предприятиями Министерства среднего машиностроения (Минсредмаш) была осуществлена разработка ЯЭУ типа "Топаз" второго поколения с электрической мощностью до 100 кВт и ресурсом 5-7 лет. По свидетельству зарубежных специалистов, разработка ЯЭУ "Топаз" минимум на 10 лет опережает соответствующие проекты зарубежных ученых.

Ядерные двигатели для кораблей и подводных лодок

В качестве двигателей на кораблях и подводных лодках ядерные реакторы работают до сих пор. В послевоенное время среди крупнейших отечественных научно-технических достижений важное место занимают разработка, создание и освоение в серийном производстве и эксплуатации атомных энергосиловых установок для подводных лодок и кораблей Военно-морского флота, а также судов гражданского флота.

Эксплуатации судов с ядерными двигателями сопровождается строительством специально оборудованных баз с соответствующими береговыми службами, созданием производств и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и т.п.

Предварительное проектирование боевого надводного корабля-атомохода началось в СССР в 1964 г. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой, однако постепенно и заказчики, и конструкторы пришли к выводу о целесообразности проектирования более крупного многоцелевого крейсера. Так родился проект 1144 - самый большой в мире ударный неавианесущий боевой корабль - правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи "брони и снаряда".

Решение о строительстве крейсера, получившего название "Киров" (впоследствии "Адмирал Ушаков") было принято Правительством СССР в сентябре 1969 г. Проектирование реакторной установки, получившей индекс КН-3, поручалось ОКБМ Минсредмаша (главный конструктор Ф.М. Митенков) при научном руководстве РНЦ "Курчатовский институт" (научный руководитель Н.С. Хлопкин). В 1980 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге были проведены комплексные швартовые испытания главной энергетической установки. После проведения государственных ходовых испытаний крейсер был принят в состав ВМФ. В1985 г. создатели крейсера были удостоены Государственных премий СССР.

В 1984, 1988 и 1996 гг. в состав ВМФ были приняты атомные крейсера "Фрунзе" ("Адмирал Лазарев"), "Калинин" ("Адмирал Нахимов") и "Андропов" ("Петр Великий"). Один из самых известных кораблей в мире - ледоход «Ленин».

На вооружении многих стран находятся крейсера и подводные лодки, двигателями в которых служат ядерные реакторы.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 231 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • photo.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • 135.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • fig_2.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg