Главная >> История России >> XVII начало XVIII вв >> Приказы в России XVII века
Приказы в России XVII века
Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые, патриаршие), число которых достигло к концу века 55. Важнейшие из них возглавляли начальники, или судьи, которые были, как правило, членами Думы. Так, одним из самых крупных приказов — Поместным — в XVII — начале XVIII в.

управляли 24 судьи, среди них: 7 бояр, 10 думных дьяков, 3 окольничих, 3 стольника и I дворянин. Структура приказов была единообразной: крупные приказы (Поместный, Разрядный и др.) подразделялись на насколько столов (отделений), образованных по территориальному или функциональному принципу, а каждый стол состоял из 6—10 повытий; небольшие приказы делились только на повытья. Работой столов руководили дьяки, а повытьями — опытные подьячие.

Инструкций и других законодательных норм о внутренней работе приказов не существовало. Но в ходе практической деятельности, уже в XVI в. сложилась иерархия административных учреждений, а внутри этих учреждений возникла специализация структур и исполнителей; сформировалась система делопроизводства, с характерными для нее формулярами документов и порядком прохождения документов в учреждениях. По оценке Тихомирова, «Формуляр приказных бумаг складывался постепенно... В XVII в. это уже вполне сложившееся канцелярское делопроизводство. Сломано оно было только в начале XVIII в., когда введен был новый канцелярский порядок при Петре I».

Дела решались на основе указов и административной практики (прецедентов), причем самые сложные и спорные| поступали на рассмотрение царя и Думы, более простые обсуждались судейской коллегией приказа, а бесспорные дела решались только судьей или дьяком приказа.

В 1669 г. приказам были назначены определенные дни недели, когда они могли вносить свои дела на рассмотрение Думы. В понедельник «к слушанью и вершенью» к боярам в Золотую палату вносили дела и Посольский приказы, во вторник — Большой казны и Большого прихода, в среду — Поместный и приказ Казанского дворца, в четверг — Большого дворца и Сибирский приказ, в пятницу — Судные Владимирский и Московский приказы. Надзор за работой центральных учреждений осуществляли служители приказа Тайных дел, которые «надсматривали» за остальными приказами. По свидетельству современников, и сам царь посещал приказы с целью их проверки. Во время таких проверок он просматривал бумаги дьяков, «чтобы видеть, какие дела решены и какие просьбы остались без ответа». Известно, что 12 июля 1662 г. Алексей Михайлович проверял Пушкарский и Сибирский приказы.

Являясь по своему характеру центральным звеном управления, приказы, в отличие от пришедших им на смену коллегий, принимали непосредственное участие в местном управлении, выполняя на практике роль централизующего начала. Круг их полномочий был намного шире, чем у коллегий, так как включал и часть функций местных учреждений. По оценке А.Д. Градовского, эти центральные учреждения сосредоточили в себе «не только направление администрации и общий государственный надзор за нею, но и власть действительного управления и местного надзора», поэтому московские приказы «имели значение и высших и местных управлений». Проявлялось это прежде всего в посылке на места приказных людей для работы в местных избах. Другим проявлением участия приказов в уездном управлении служат временные «комиссии», которые посылались из Москвы для межевых и писцовых дел, переписи дворов, разбора служилых людей, сыска беглых крестьян и др. Деятельность этих своеобразных «отделений приказов» на местах охватывала территорию нескольких уездов. Формируясь из Дьяков и подьячих московских приказов, комиссии сохраняли значение центральных органов власти и играли заметную роль в деле централизации управления.

Однако существовал ряд вопросов местного управления, находившихся под непосредственным контролем Думы, по которым роль приказов сводилась к функции передаточного звена между областным управлением и высшим органом власти. Дума ведала делами, касавшимися казенных построек в городах, порядка и личного состава управления, а также деятельностью местных правителей. Так, о злоупотреблениях воевод приказы докладывали Думе, которая сама принимала решение о мерах наказания и поручала их исполнение тому иди иному приказу. Только Дума могла вызвать воеводу с отчетом до окончания срока его службы; приказы такими полномочиями не располагали. В 1677 г. было запрещено сменять городовых воевод и приказных людей без именных указов. Кандидаты на эти должности назначались из Разряда и других приказов, но утверждались царем и Думой, хотя предложенные кандидаты обычно не вызывали возражений и утверждение носило в значительной степени формальный характер.

Во второй половине XVII в. в организации центрального управления наметился ряд новых черт, свидетельствовавших о начале его реформирования. Прежде всего, дальнейшее развитие получила практика объединения ряда приказов под началом одного правителя. Параллельно шел процесс укрупнения приказов путем слияния близких по характеру деятельности учреждений, что способствовало распределению дел по ведомствам. В 1672 г. сбор стрелецких денег из ведения четвертей перешел в Стрелецкий приказ. В 1680 г. таможенные и кабацкие сборы (за исключением Сибири) были объединены в приказе Большой казны, тогда как раньше они поступали в 9 или 10 приказов. Все вотчинные и поместные дела были сконцентрированы в Поместном, а дела о службе — в Разрядном приказах. Эти меры, направленные на объединение различных отраслей управления, способствовали упорядочению управления и дальнейшей его централизации.

Другая черта, отличавшая приказную систему второй половины XVII в., заключалась в широком распространении временных учреждений — комиссий. Они посылались из Москвы в города и уезды для разбора служилых людей, межевания, проведения подворной переписи, а чаще всего для сыска беглых крестьян. Так, в течение 6 лет (1658—1663) из Поместного приказа было отправлено 25, а в 1660-е гг. — 22 сыскные комиссии. Создание этих временных приказов, свободных от местного влияния, явилось, как пишет Н.Ф. Демидова, «откликом на стоявшие перед правительством неотложные и все возрастающие задачи по решению важнейших вопросов управления страной». Представляется также, что заметно возросшее участие центральных учреждений в уездных делах свидетельствовало и о необходимости реформирования местного управления, явно не отвечавшего новым задачам.

С расширением сферы деятельности центральных учреждений неразрывно связан рост числа приказных людей, ставший во второй половине XVII в. отличительной чертой приказной системы. Всесторонне изучив все виды «государевой службы» приказных людей (полковую, посольскую, службу в «посылках», в объездах по городу, на заставах, придворную и др.), Н.Ф. Демидова пришла к выводу, что, несмотря на быстрое увеличение подьяческих штатов, у начальников приказов были основания жаловаться на «подьяческое малолюдство». В отличие от XVIII в., служба приказных людей XVII в. не замыкалась стенами учреждений, а далеко «выходила за рамки чисто делопроизводственной деятельности. Фактически она обслуживала все стороны государственного управления...». Если вспомнить, что приказные люди составляли часть населения, обладавшую стопроцентной грамотностью, то широкое привлечение их к разным «государевым службам» станет понятным и объяснимым.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 169 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • photo.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • 135.jpg
  • fig_2.jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg