Главная >> Научные и технические знания на Руси в X-XVII вв. >> Складывание гуманитарных начал просвещения
Складывание гуманитарных начал просвещения
Складывание гуманитарных начал просвещения

X- первая половина XVII вв. - период самобытной русской жизни, когда духовное единство жителей Киевской Руси, затем отдельных феодальных княжеств, находившихся под протекторатом Золотой Орды, наконец, Московского государства определялось и объединялось единой православной верой, проявляясь в повседневном быту.

В процессе развития просвещения на Руси в рассматриваемый период основное внимание уделялось нравственным вопросам воспитания личности, что объяснялось сущностью византийской православной традиции. Как и христианская традиция в целом, смысл просвещения виделся в приобщении человека к богу, в наставлении его на путь спасения. Этого можно было достичь путем познания («умопостижения») и путем дел (образом жизни). На Руси до конца XVII в. преимущественное внимание уделялось второму пути.

Письменность на Руси существовала задолго до ее христианизации. Еще до появления рукописных книг славяне пользовались для письма и счета «чертами и резами». Однако следы древних славянских письмен пока не обнаружены. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. византийский дипломат и славянский просветитель Кирилл познакомился с Евангелием, написанным по принципам славянского письма. В 862 г. моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые перевели бы книги, написанные на греческом языке. В дальнейшем болгары Кирилл и Мефодий усовершенствовали славянский язык.

В основу кириллицы был положен греческий алфавит с добавлением знаков для отсутствующих в греческом языке звуков: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. Древние русские книги написаны торжественным каллиграфическим почерком - уставом, но в обыденном письме применялось более простое начертание букв. Так, в 1949 г. под Смоленском был найден сосуд, датируемый началом X в. На сосуде было написано слово «горухща» (по другим источникам -«горушна»), что в переводе - «пряность». Это означало, что еще до христианизации в восточнославянской среде бытовало «письмо» и существовал славянский алфавит. Первоначальная летопись - «Повесть временных лет», составленная в Киеве около 1113 г. летописцем-монахом Нестором, содержит сведения более ранних киевских и новгородских летописей, исторических документов, народных преданий и сочинений византийских писателей. Во всех событиях летописец был сторонником сильной княжеской власти, в чем видел проявление божьей воли.

Период существования Киевского государств являлся, по сути, отрезком развития культуры, когда русские приняли христианство и обратились к Византии как религиозной, идеологической и в целом духовной модели общества. Уже в конце X - начале XI вв. Киев являлся одним из самых больших городов Европы, где было 400 церквей и восемь рынков. Русская православная церковь приняла самое деятельное участие в просвещении населения. А некоторые киевские князья, например, Ярослав Мудрый (1019-1054), собрали и организовали с помощью писцов перевод значительного количества книг с греческого на славянский, прочтя которые истинные верующие могли получить религиозное образование и научиться покаянию, мудрости, сдержанности. Таким образом, княжеской властью и церковью приветствовалось только то книжное просвещение, которое учило раскаянию и религиозным принципам. В этом смысле православная церковь была не одинока. В отдельных сочинениях католических монахов давался совет «отдыхать от огромного желания узнать», ибо в этом процессе заключено много иллюзий. А образ монаха-отшельника, живущего в ските и изолированного от влияния окружающего мира, был распространен как в Киевской Руси, так и в Западной Европе.

Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной. Педагогика «душевного строения» была направлена на то, чтобы наставить человека на истинный «путь» и не касалась его профессиональной подготовки. Однако действовавшая на Руси система обучения грамоте помогала не только познавать заповеди Иисуса Христа и соизмерять с ними свою жизнь, но и приобретать практические навыки, вести бытовую переписку.

Школы в современном понимании этого слова в древней Руси не существовали. Князь Владимир задумал вскоре после крещения последовать примеру греков и организовать школы. Летопись рассказывает, что он начал брать сынов «нарочитой чади» и отдавать их на книжное учение, но широко дело не пошло. При Ярославе Мудром Киев стал одним из признанных европейских центров культуры, а открытие школ приобрело большой размах. Так, в Новгороде начала работать школа, рассчитанная на 300 учеников. В древней Руси XIII- XV вв. была принята классно-урочная система преподавания. Учили чтению и письму по Часослову и Псалтырю с бесконечным повторением уже пройденного; а также церковному пению, счету (математике); а в старших классах - риторике, истории, богословию.

В подростковом возрасте мальчик знакомился с рукописным книжным словом. Так, один из ранних памятников письменности - Сийское Евангелие 1339 г. свидетельствует о том, что складывалась особая, московская школа письма. Объединение русских земель вокруг Москвы вызвало необходимость составления общерусского летописного свода. Авторы написанного в конце XIV в. «Летописца великого русского» стремились возвысить династию московских князей, восхваляя князя Ивана Калиту и его преемников на великокняжеском престоле. На русских иконах часто изображался первый визит к монаху подростка в сопровождении отца и матери. Картину обучения грамоте можно восстановить по сохранившимся миниатюрам XVI-XVII вв., где монах-учитель ведет занятия с пятью-шестью учениками.

Школы рассматриваемого периода не делились на церковные и гражданские. Служители церкви и светские деятели получали одинаковое образование, в том числе изучали своды законов «Мерило праведное», «Номоканон», «Правду русскую». Благодаря этому правящее сословие хорошо разбиралось в идеологических представлениях того времени, а также законодательстве и управлении. Так, например, вечевой общественный строй Новгородской республики, требовавший ежегодной смены городского и государственного руководства, заставлял бояр, стремившихся к избранию на командные должности, большую часть года находиться в городе и вести постоянную переписку с представителями своих земельных владений.

Тяглое сословие в древней и средневековой Руси было больше практиками, передавая свои знания устно из поколения в поколение, не облекая их в письменную форму. Критерием такого рода знания было умение, когда речь шла о крестьянине или ремесленнике. В то же время, обнаруженные надписи (иногда на латинском языке) ремесленников на их изделиях до недавнего времени были единственными следами письма, оставленными этим сословием в древней Руси (надписи на кирпичах, литейных формах, пряслицах из разных городов, иконах; «граффити» древнерусских соборов). Однако изображение отдельных букв славянского алфавита на некоторых предметах, найденных при раскопках древнерусских городов, вряд ли всегда говорит о грамотности владельца вещи. Скорее всего условно грамотными были ремесленники привилегированных профессий - литейщики (надписи на колоколах, пушках, иконках); камнерезы (надписи на саркофагах, иконах из шифера); иконописцы; мастера, изготавливавшие монеты и печати. С другой стороны, ремесленники могли срисовывать надписи, которые писали заказчики. Более того, грамотность не давала существенных привилегий мастеру; наоборот, книги, причем в основном богословского направления, были дороги в цене и не содержали практических советов, понятных ремесленникам.

Другое дело - простая обиходная переписка, которая была распространена повсеместно и в различных слоях общества. В основном использовали бересту - материал, удобный для начертания букв твердым «писалом», т. к. бумага (пергамент) была привозная и потому ценилась очень дорого. В берестяных грамотах содержится информация о повседневных делах и жизни людей: о поимке беглых холопов, продаже и покупке товаров, сборе оброка с крестьян. Больше половины найденных в Новгороде берестяных грамот относятся к переписке с сельской местностью: пишут сельские старосты, жалуются крестьяне. Другая половина грамот, обнаруженных в домах двадцати восьми ярусов новгородского культурного слоя ( с середины X до середины XVI вв.), сопровождались набором вещей, принадлежащих явно состоятельным горожанам (стеклянные сосуды, восточная поливная керамика, изделия из янтаря, грецкие орехи, самшитовые гребни и т. д.) Наоборот, в домах с характерным для ремесленника набором бытовых вещей берестяных грамот обнаружено не было. По-видимому, функцию передачи информации в древней и средневековой Руси выполняли также профессиональные писцы, которые работали стержнем («стилом»), изобретенным специально для писания на бересте. Они же занимались художественным оформлением текстов, составленных для бояр. Значительное количество костяных, металлических, деревянных стержней обнаружено в Новгороде, Киеве, Пскове, Чернигове, на Смоленщине, в Рязани.

Завершение процесса территориального оформления Московского государства и начавшийся процесс централизации способствовали бурному развитию российской культуры в XVI в. С образованием единого государства Москва стала центром русского летописания. Летописцы стремились осмыслить место Русского государства в мировой истории и возвеличить власть московских самодержцев. Так возник Никоновский летописный свод - историческая энциклопедия XVI в. Составители свода связывали историю Руси с историей Византийской империи и южнославянских стран.

Иван IV (Грозный) ценил знания и уважал «слово», собрав замечательную библиотеку более чем в 800 рукописей на греческом, латинском и восточных языках. Судьба библиотеки XVI в., так до сих пор и не обнаруженной, волнует воображение российской научной общественности.

Развитие в Московском государстве товарно-денежных отношений, ремесла и строительства усилило потребность в грамотных и образованных людях. Создание в середине XVI в. приказной системы стимулировало грамотность определенных кругов. Недаром в постановлении Стоглавого собора 1551 г. рекомендовалось отдавать детей «на учение грамоте и на учение книжное». Действительно, создание книгопечатания представлялось Ивану IV делом большой важности, тем более что к середине XVI в. издание книг широко распространилось по Европе, в том числе в славянских землях. Первая книга, напечатанная кириллицей, появилась в 1491 г. в Кракове. Образцами для первых русских печатных книг были венецианские и сербские образцы. Еще в 1550 г. Иван IV просил датского короля Христиана III и «римского цесаря» Карла прислать специалистов-печатников. Просьба могла быть выполнена при определенных условиях, продиктованных католической церковью. Поэтому первыми первопечатниками стали русские мастера. И. Федоров, ие принадлежа к обычному духовенству, получил сан дьякона в качестве главного мастера печатного дела. Он называл себя «московитином», был талантливым типографщиком и техником. Его помощником стал П. Мстиславец, родом из Белоруссии. И. Федоров и П. Мстиславец вынуждены были покинуть Москву из-за враждебного отношения к себе церковников, обвинивших их в «ереси». Однако книгопечатание на Руси не прекратилось и после их переезда на Украину. В 1573 г. И. Федоров основал типографию в Львове. Начиная с «Апостола» (1564), во второй половине XVI в. в России было напечатано 20 книг, в том числе первая русская грамматика («азбуковник»).

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 55 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • 135.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_1.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • fig_2.jpg