Астрономия
Астрономия

Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явлений, связанный со знанием дневного пути солнца, изменением фаз лунного диска, расположением созвездий на видимом небосклоне. У древних полян, например, существовал специальный календарь, посвященный земледелию. К сожалению, пиктограммы найденного в окрестностях Киева кувшина воспроизводят лишь счет летних дней. Наиболее характерные моменты годичного кругооборота солнца (период солнцестояния) отмечались «колядами», праздником Ивана Купалы.

Астрономия Киевской Руси продолжала развиваться на основании точного знания движения светил и лунных фаз, которые получали определенные названия: первая четверть - новая «перекра» и др.

После принятия христианства византийского образца на Руси пантеон языческих богов был заменен. Тем ни менее, специальная литература, излагавшая сущность нового учения, была понятна лишь священнослужителям, князьям, боярам, редко - дружинникам и торговцам. Неизбежность параллельного существования в течение длительного времени язычества и христианства обусловили противоположные представления об окружающем мире различных слоев населения древнего русского общества. Вместе с тем, даже представители великокняжеской фамилии, являясь сторонниками новой религии в официальной жизни, в быту окружали себя языческой символикой (украшения хоромов, амулеты-обереги, изображения на одежде и посуде и др.)

Идея божественности власти, возникшая на Руси еще до христианства, была воплощена в Солнце, карающем и дарующем жизнь. Заступницей перед ним за весь род людской выступала богиня Земли. Таким образом, христианство на Руси нашло уже взгляды, которые соответствовали его идее, и оставалось только провести формальную замену одних богов на других.

Каждое явление природы «священным писанием» было объяснено раз и навсегда волей и деятельностью бога-творца. Все видимое создано в неизменных формах, все многообразие явлений природы было лишь проявлением активности святого духа. Поэтому проследить развитие идей о сути природных явлений в древней Руси X-XVII вв. можно по практической астрономии, летописям и переводной богословской и отчасти научной литературе, поступавшей из Византии и Западной Европы.

Познания русских в астрономии не ограничивались лишь фиксацией природных явлений. Диакон Новгородского Антониева монастыря Кирик, живший в первой половине XII в., например, в своем учении говорил о високосном и лунном годе, о принципе вычисления пасхалий; знал такие сложные понятия из теории календаря, как «эпакт» (возраст луны в определенный день года), «индикт» (пятнадцатилетний цикл), двадцативосьмилетний «солнечный круг» и др.

Не называя причины солнечных и лунных затмений, например, летописцы давали в совокупности довольно точную картину их (протуберанцы, солнечные пятна, наблюдение звезд, размеры видимого диска, география и время явлений). Правда, счет часов в течение суток, как и в Западной Европе, был приблизителен. Более точная фиксация времени началась с появления в Москве одних из первых в Европе башенных часов (1404), Новгороде (1436) и Пскове (1477). Регулировали их по моментам восхода и захода солнца, заранее вычисленным. Счет же часов от полуночи впервые появился в XVII в. в Новгороде, а окончательно был введен по всей России в 1700 г. Петром I. Эта практическая астрономия дополнялась переводными трактатами.

Переводная литература нашла широкий отклик в Новгороде. Город был политико-административным центром восточных и западных славян и угро-финнов на заре русской государственности, крупнейшим в Северной Европе международным рынком X-XV вв.; являлся членом европейского торгового союза Ганзы в XIII-XV вв., наконец, городом-республикой среди средневековых монархий; а также русским центром культуры и искусства, где родились великие шедевры. Первые вольнодумцы - «еретики», отрицавшие официальную церковь (не признавали церковную иерархию, осуждали алчность и нравственные пороки духовенства), также появились одними из первых в Новгороде. Неудивительно, что в Новгороде, где еще в церковных кругах жива была память о «еретиках» и где церковные официальные лица отличались особенной жестокостью в искоренении всевозможных направлений, находила отзвук не только богословская, но и научная литература. Так, в «Шестодневе» И. Болгарского и «Богословии» И. Дамаскина сообщалось читателю о размерах небесных тел, сферичности неба, знаках зодиака, причинах затмений. По поводу солнечных затмений говорилось, что они бывают лишь спустя определенное количество дней, часов и минут, прошедших с полнолуния. А лунные затмения происходят по истечении известного промежутка времени и за определенное количество знаков зодиака от солнца по прямой линии.

Занятия естественными науками (и астрономией) у новгородских «еретиков» были неизбежны в силу направленности их полемики. Этот кружок, занимаясь в первую очередь борьбой с русской христианской ортодоксией, был организацией, объединявшей людей, стремящихся к знанию. Так, новгородские «еретики» конца XV в. пользовались математическим аппаратом «Шестокрыла» для предсказания времени затмений. Написанный в XIV в. итальянским евреем И. бен Якобом, он попадает в западную Русь, где и был сделан его перевод, а оттуда - в Новгород. Еще в одном переводном трактате - «Космографии» - давалось описание системы сфер, земля признавалась неподвижной, луна - самой малой из всех планет, описывался зодиак и периоды движения по нему планет. Причина лунных затмений объяснялась нахождением между солнцем и луной земли и падением тени ее на луну. В такой же последовательности луна закрывает от нас солнце. По сути, перед нами формула затмений средневековых астрологов-астрономов: лунные затмения происходили тогда, когда проекции луны и солнца на небесную сферу оказывались в противоположных узлах, а солнечные - когда они находились в одних и тех же узлах.

По «священному писанию», находясь на сфере «неподвижных звезд», созданные творцом звезды неподвижны и не могут падать на землю. Вместе с тем в отечественных литературных сводах XIII-XVI вв. отмечалось массовое выпадение метеоритов или «метеоритных дождей». Однако еще и в XVII в. это чисто астрономическое явление пытались объяснить как метеорологическое.

И. Дамаскин различал два вида комет: «звездовидное собрание огня, имеющее впереди лучи», и «огневидное собрание звезд, испускающее вокруг себя лучи». Русские народные представления напоминают идеи Дамаскина: комета - это скопление звезд и падение ее на землю может вызвать пожар. Русское летописание описывает 37 комет, которые считались вестниками великих бед и несчастий, обычными звездами, только с хвостами.

С падением Константинополя в 1453 г. русская церковь стала себя считать центром православия, что вызвало бурный интерес к греческим книгам, и борцом против католического влияния с Запада. В конце XV в., когда вычисленная в Византии до 1492 г. пасхальная таблица кончилась, православная церковь стала ощущать потребность в людях, владевших астрономическими знаниями. Церковная реакция затормозила распространение западной естественнонаучной литературы на Руси в XVI-XVII вв., что не распространялось на высших представителей феодального сословия. Для Алексея Михайловича составлялся гороскоп (о чем известно из челобитной Пересветова), Борис Годунов расспрашивал астрологов о Венере, которую наблюдал перед смертью; М. Глинский изучал астрологию за границей.

Т аким образом, для русской астрономии X- первой половины XVII вв. характерны накопления сведений о природных явлениях, окрашенных языческими и христианскими легендами, и первые попытки их объяснения, нашедшие подтверждение в летописных сводах. В процессе формирования российской государственности переводные трактаты по астрономии получали все большее распространение. Вместе с тем, из-за своего прикладного характера астрономия на Руси, как область, «принадлежащая богу-творцу», была поставлена на долгое время под контроль церкви.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 207 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • lager_SHmidta.jpg
  • fig_1.jpg
  • 135.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • fig_2.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • photo.jpg