Механика
Механика

Важнейшим результатом развития механико-математической мысли в России в конце XIX - начале XX вв. было появление классических работ по гидродинамике и аэродинамике, принадлежащих Н. Жуковскому. В 1868 г. Н. Жуковский окончил физико-математический факультет Московского университета. С 1872 г. он преподавал в Московском высшем техническом училище сначала математику, а затем, с 1874 по 1919 гг., механику. В 1886 г. он возглавил кафедру механики в Московском университете. Совмещая работу в двух ведущих высших учебных заведениях, ученый пытался найти на практике применение своим теоретическим разработкам. В течение многих лет Н. Жуковский руководил московским математическим обществом, став в 1903 г. его вице-президентом, а в 1905 г. - президентом.

Применение геометрического метода изложения механики позволило Н. Жуковскому в магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела» (1876) представить наглядную картину законов движения частицы жидкости в потоке. Обозначив в первые годы своей научной деятельности широкий круг проблем общей механики, механики твердого тела, гидродинамики, астрономии, он в 1878-1885 гг. изучил вопрос об ударе твердых тел; в 1885 г. опубликовал капитальный труд по гидромеханике «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью»; в 1896 г. дал геометрическую интерпретацию общего случая движения твердого тела вокруг неподвижной точки.

Н. Жуковский выполнил крупные исследования в области гидравлики, связанные с течением грунтовых вод. Непосредственным поводом для них послужили задачи, возникшие при реконструкции и эксплуатации московского водопровода. Ученый установил, что причиной аварий является гидравлический удар, то есть резкое повышение давления в трубах при быстром закрытии задвижки в трубе. На основании многих опытов он раскрыл физическую сущность явления гидравлического удара и вывод формулы определения времени, необходимого для безопасного закрытия водопроводных труб, а также предложил способ предохранения водопровода от повреждений при гидравлическом ударе.

Особое место в исследованиях Н. Жуковского занимала разработка теоретических основ авиации. Вопросами полета на аппаратах тяжелее воздуха ученый заинтересовался еще в конце 80-х гг. XIX в., поставив перед собой задачу решения проблемы подъемной силы. Лишь в 1906 г. Н. Жуковский установил, что подъемная сила возникает в результате обтекания потоком неподвижного присоединенного вихря или системы вихрей, которыми можно заменить тело, находящееся в потоке жидкости.

Н. Жуковский воспитал поколение ученых и инженеров в различных областях механики, в том числе таких авиационных специалистов, как С. Чаплыгин, А. Некрасов, Л. Лейбензон, А. Туполев. Так, под влиянием работ Н. Жуковского по гидродинамике С. Чаплыгин, будучи еще студентом Московского университета, написал статью «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». В 1890 г. он окончил университет, а в 1894 г. начал преподавать в нем. В 1896-1906 гг. С. Чаплыгин преподавал также механику в Московском высшем техническом училище, ас 1901 г. - на Московских высших курсах, которыми заведовал с 1905 г. Основное место в творчестве С. Чаплыгина занимают его исследования по механике жидкости и газа. В 1902 г. ученый опубликовал классический труд, ставший докторской диссертацией, «О газовых струях», в которой разработал метод, позволяющий во многих случаях найти решение ранее поставленной задачи о «прерывном» течении сжимаемого газа. Однако работа не получила широкого признания. Одна из причин этого заключалась в том, что при скоростях, которые использовались тогда в авиации, не было необходимости учитывать влияние сжимаемости воздуха, а в артиллерии наибольший интерес представляли исследования при скоростях, больших скорости звука.

В 1910 г. начинается цикл работ С. Чаплыгина по теории крыла. Рассмотрев вопрос о подъемной силе, ученый утверждал, что появление циркуляции связано с многозначностью потенциала скоростей, причем вычислил циркуляцию скорости вокруг бесконечно удаленной точки. В дальнейшем, занявшись изучением величины продольного момента, действующего на крыло, он установил простую зависимость продольного момента от угла атаки. С. Чаплыгин показал, что коэффициент продольного момента при больших углах атаки положителен и уменьшается с уменьшением угла атаки. При отрицательных углах атаки продольный момент остается отрицательным, но абсолютная величина его с ростом абсолютного значения угла атаки крыла возрастает.

На рубеже XIX-XX вв. была создана новая область механики - динамика тел переменной массы И. Мещерского и теория ракетного движения К. Циолковского. И. Мещерский, воспитанник Петербургского университета, с 1890 г. в течение двадцати пяти лет преподавал в университете, а с 1902 г. в течение тридцати трех лет руководил кафедрой Петербургского политехнического института, организованного незадолго перед этим. Широко известен его курс теоретической механики и задачник по механике, выдержавший более двадцати изданий.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 207 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • photo.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • 135.jpg
  • fig_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • fig_1.jpg