В разделе предоставлены материалы истории Арктического похода парохода "Челюскин", нахождения команды челюскинцев на дрейфующих льдах, в следствии гибели судна, а так же спасательной операции людей из лагеря Шмидта и доставки их на материк. Данные материалы уникальные тем, что записаны они со слов очевидцев и участников похода "Челюскина".
|
Я родился в сочельник, и по сему случаю моя мамаша мне когда-то говорила: "Ты обязательно должен быть счастливым человеком". Предрассудками вообще я никогда не отличался. По натуре я человек неверующий и вообще "грубый материалист". Но в жизни бывают совпадения. Почти уже десять лет я занимаюсь любимым делом и получил за свою работу две высшие награды СССР. Это и есть счастье. Сочельник случайно не обманул. По наладилась моя счастливая жизнь не сразу.
Отец мой преподавал немецкий и латинский языки. Я учился в реформатской гимназии в Москве, где живу с 1910 года.
Если кому-нибудь интересно мое детство, пусть он представит себе городского мальчика из бедной, но интеллигентной семьи, снимающего вечером для сохранности гимназический мундирчик и надевающего заплатанные штаны и поношенную куртку; футболиста; домашнего электротехника, постоянно пережигающего электролампочки во всем доме; завзятого читателя Джека Лондона, мечтающего о мужественных приключениях, скучающего среди домашней экономной жизни и обещающего себе построить собственную жизнь иначе. Ручаюсь, что вы знавали таких ребят.
|
Читать полностью
|
|
В 1924 году, не дотянув полгода до диплома, бросил учиться: Потянуло побродить и обязательно захотелось на море.
Второй раз уже я бросил ученье. Это потому, что по натуре я человек практики и действия. Люблю живое дело. Если оно меня увлекает, - работаю, не щадя сил. А корпеть над книгами трудно. В канцелярии я бы наверно умер со скуки, и меня бесславно похоронили бы без музыки и речей.
Собрал я немного денег и отправился самостоятельно в Ленинград, чтобы попасть на один из пароходов, работающих на заграничной линии. Прибыв туда, с печалью узнал, что ходит всего лишь два парохода и что радистов, претендующих на место, более 20 человек, притом все старые "зубры", имеющие большой стаж. Таким образом мои шансы были ничтожны.
В Москве один знакомый дал мне записку к своему ленинградскому приятелю. Тот работал машинистом на маленьком грузовом пароходе "Профсоюз", стоявшем на Неве у "Масляного Буяна". Туда я ходил спать. Я страшно гордился тем, что ночую на настоящем пароходе, и поэтому всеми ухватками старался походить на старого, испытанного морского волка. Приобрел себе тельняшку, фуражку морского образца и трубку. Ночевать на настоящем пароходе в жалкой штатской одежде казалось мне неприличным.
Каждый день я ходил в контору Балтийского бассейна в надежде, что может быть удастся найти себе место. Там я подсаживался к радистам и слушал их разговоры, куря свою трубку молчаливо, как подобает суровому моряку.
|
Читать полностью
|
Мой полярный пыл не остыл по возвращении в Москву (выражение конечно не точное; правильнее было бы сказать: "мой полярный холод не потеплел", но я знаю наверняка, что существует доподлинный полярный пыл).
Вернувшись в Москву, я стал работать заведующим радиостанцией "Общества друзей радио". Я скучал по Арктике и всю зиму бомбардировал профессора Визе письмами о предстоящей экспедиции. В январе 1931 года получаю от него письмо о том, что, возможно, летом состоится полет немецкого дирижабля "Граф Цеппелин" в Арктику. Полет организуется Международным обществом Аэроарктики. Не верилось в возможность такого счастья: попасть в Арктику на дирижабле и осмотреть ее сверху. Мою кандидатуру поддерживал Отто Юльевич Шмидт.
После многих волнений и ожиданий дело уладилось, и я был назначен в полет. От Советского союза в экспедиции участвовало четыре человека: профессор Самойлович, профессор Молчанов, инженер-дирижаблист Ассберг и я - в качестве радиста.
|
Читать полностью
|
В детстве я, как полагается, мечтал о всяких захватывающих приключениях. Читал Джека Лондона и даже Ника Картера, пряча от отца очередной выпуск под матрац. Мечтал о мужественной борьбе с опасностями и думал, что для этого нужно убежать в Америку. Но оказалось, что в будничной жизни советского радиста не меньше приключений, чем в любом лондонском романе. Расскажу один эпизод, имевший место между походами "Сибирякова" и "Челюскина".
Зимой после "Сибирякова" я поступил бортрадистом на самый большой тогда дирижабль в СССР - «В-3». В марте 1933 года был совершен пробный полет, чтобы дать тренировку экипажу в зимней обстановке для будущих арктических рейсов. Дело подходящее, родное. Отправились по маршруту Москва - Владимир - Иваново-Вознесенск - Ярославль - Москва. Сначала шли очень быстро, около ста километров в час, так как ветер был нам попутный. Все время держали радиосвязь с нашей базой. Началась "петля". Мы стали заворачивать на север. Ярославль проходили с большим трудом, против ветра.
|
Читать полностью
|
Поход "Челюскина" из Ленинграда начался для меня очень странно. Было объявлено о том, что "Челюскин" уходит с набережной Васильевского острова 12 июля. На самом же деле, отойдя от Васильевского острова, он направился в Угольную гавань, откуда вышел в поход только в час ночи 16 июля. На отходящем с набережной "Челюскине" на мостике торжественно стояла приметная фигура Отто Юльевича Шмидта, но весь состав экспедиции был на берегу. Работали киноаппараты; радиорепортеры, надрываясь, вели актуальную передачу - "Челюскин" уходил в далекий путь. А я в это время мирно сидел на поплавке в ресторане вместе с женой за кружкой нива и, провожая "Челюскина", слушал разговоры окружающих о предстоящем походе якобы ушедшего корабля.
|
Читать полностью
|
|
|
|
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
|
Страница 10 из 11 |