Главная >> Россия в научном сообществе XVII - XVIII вв >> Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность

Педагогические функции Академии наук и художеств реализовывались в гимназии и университете, открытых в 1726 г. Главной задачей гимназии была подготовка молодых людей к поступлению в академический университет. В соответствии с установленным с основания гимназии демократическим статусом набора на учебу принимались дети всех сословий, обладавшие незаурядными способностями. Исключение составляли дети крепостных. Помимо латинского и греческого языков в гимназии преподавались элементы математики, история, география, логика и риторика. Несмотря на такие материальные трудности, как недостаточное финансирование и незначительные стипендии, большинство учащихся усердно овладевало знаниями. Наиболее способные принимались в академический университет либо получали работу в различных учреждениях Академии наук и художеств.

Существенное улучшение материального положения гимназии пришлось на вторую половину 50-х - первую половину 60-х гг. XVIII в., когда М. Ломоносов, став членом академической канцелярии, убедил власти ассигновать дополнительные средства на содержание неимущих слушателей, а также реально увеличил ежегодные прием в университет из числа гимназистов. К концу XVIII в. гимназия пришла в упадок: учащихся становилось все меньше, и те из них, кто жили на средства Академии наук и художеств, постоянно терпели крайнюю нужду. В 1805 г. академическая гимназия прекратила свое существование, передав свои функции двадцати пяти губернским гимназиям, созданным в последней четверти XVIII в.

Академический университет не стал таким высшим учебным заведением, каким его задумал Петр I, - с юридическим, философским и медицинским факультетами. В 20-30-е гг. XVIII в. преподавание велось в математическом, физическом и гуманитарном классе в форме публичных лекций, а также индивидуальных занятий с отдельными студентами. Первоначально среди слушателей преобладали дети иностранцев на русской службе. Позже университет стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Основную группу студентов составляли выпускники академической гимназии, которые поступали в университет на казенное содержание. Материально необеспеченные, студенты жили в большой нужде, а потому далеко не все оказывались в состоянии завершить курс обучения.

Новый устав Академии наук и художеств 1747 г. предусматривал в ее составе штат профессоров, преимущественной обязанностью которых считалось обучение студентов. В перечне изучаемых предметов были названы философия, математика, римская и всеобщая история, новейшая история европейских государств и др. В 1750-1765 гг. во время ректорства С. Крашенинникова и М. Ломоносова в университете были организованы регулярные занятия и введены экзамены, расширен социальный состав студентов, увеличены в полтора раза ассигнования на университет и гимназию, назначены новые лекторы, ежегодно публиковались каталоги лекций.

Еще в 1755 г. лучшие ученики М. Ломоносова (в том числе А. Барсов и Н. Поповский) были направлены в организованный Московский университет. Попытки М. Ломоносова преобразовать академический университет в полноправное учебное заведение не встретили поддержки в правительственных кругах После смерти М. Ломоносова в 1765 г. Академия наук и художеств практически не заботилась о функционировании университета, и к концу XVIII в. он перестал существовать. Академический устав, принятый в 1803 г., не предусматривал подготовки кадров в системе Академии наук и художеств.

Задача подготовки специалистов перешла к Московскому университету. Помимо этого в 6080-е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции Академия наук и художеств направляла молодых людей учиться за границу, в том числе Геттинген, Страсбург.

Создание Академии наук и художеств в 1725 г., определение ее статуса и структуры в нормативных источниках способствовали в целом систематическому функционированию отечественной науки в течение века. Приглашение зарубежных ученых на работу в Россию привело к зарождению преемственных связей отечественной науки. В то же время, отсутствие демократических начал в управлении наукой и «размытость» в определении социального статуса академиков и адьюиктов обернулись установлением гипертрофированной зависимости ученых от государственной бюрократии.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 49 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • esche_Lena.jpg
  • fig_2.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg
  • photo.jpg
  • 135.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • lager_SHmidta.jpg