Главная >> Статьи и заметки >> А. Аристархов
А. Аристархов

Мы его не нашли… Скорее всего, мы его и не могли найти: легендарного парохода «Челюскин» не оказалось в том месте, где он должен был навеки успокоиться.



А. Аристархов. "Челюскин-70" и возня вокруг него

Статья - "Челюскин-70" и возня вокруг него (оригинал)
Автор - А. Аристархов



«Челюскин – 70» и возня вокруг него.

Мы его не нашли… Скорее всего, мы его и не могли найти: легендарного парохода «Челюскин» не оказалось в том месте, где он должен был навеки успокоиться. Координаты погибшего 70 лет назад в Чукотском море судна, отмеченные на морских картах, зафиксированные в отчетах предыдущих поисковых экспедиций (мне известны попытки 1974, 1979, 1982, 1989 гг., которые хоть как-то упоминались в свое время в центральной прессе или на телевидении), были досконально исследованы экспедицией нынешнего года. Поиски положительных результатов не принесли. Мое личное мнение, как участника завершившейся совсем недавно  экспедиции, таково – «Челюскина» нет в искомых районах.  Шесть различных  точек, когда-либо упомянутых в различных архивах и отчетах, легли в квадрат со стороной 5 км. Мы буквально «проутюжили» всю его площадь с помощью судового эхолота, а дистанционно управляемый поисковый аппарат TSL «Морской лев» подробнейшим образом исследовал упомянутые координатные точки. TSL погружался в предполагаемых местах нахождения «Челюскина» и тщательно обшаривал морское дно на многие сотни метров от исходной координаты. Он беспрерывно двигался галсами, ежесекундно фиксируя курс, глубину, температуру, текущие координаты и прочие параметры, периодически меняя направление движения на 90 градусов и продолжая поиски в «подозрительных» районах в течение многих часов. За трое суток «Морской лев» лишь несколько часов находился на борту судна «Академик Лаврентьев» – эти перерывы использовались только для замены аккумуляторных батарей, обеспечивающих энергией TSL, и для перехода НИС к новым  поисковым позициям. Густая сеть маршрутов телеуправляемого аппарата, зафиксированная приемниками GPS, практически покрыла весь квадрат поиска. 20-30 пар человеческих глаз беспрерывно наблюдали на большом ТВ-экране в кают-компании картинку морского дна, передаваемую «Морским львом». Надежда найти «Челюскин» не оставляла членов экспедиции и экипаж судна, но везде мы наблюдали чрезвычайно однообразное, скучное, илистое, абсолютно ровное дно с редкими морскими звездами, офиурами, мелкими крабами и рыбами, похожими на камбалу. В одной из предполагаемых координат эхолот судна отметил некую аномалию, погребенную под слоем грунта. Я с самого начала не верил в гипотезу, что огромное, стометровое, судно могло засосать в грунт целиком, вместе с мачтами, надстройками, шлюпбалками и прочими элементами конструкции, не оставив никаких следов на поверхности дна. А галсы «Морского льва» столь близко пролегали один к другому, что мы просто не могли не обнаружить любой предмет, хоть на полметра возвышающийся над дном. Тем не менее, в «подозрительном» месте водолазная группа совершила ряд погружений, пытаясь с помощью металлических прутов прощупать дно в надежде наткнуться на твердую субстанцию. Но результат был отрицательным.
Погода нам благоприятствовала в зоне поисков (на море был почти штиль), в нашем распоряжении было отличное НИС «Академик Лаврентьев», замечательный поисковый аппарат «Морской лев», совершенные приборы навигации и современнейшие приемники GPS, прекрасное легководолазное снаряжение. Но мы не нашли «Челюскин». Я думаю, что руководство прошедшей экспедиции допустило одну, но принципиальную ошибку – слепо доверилось «результатам» поисковых  экспедиций советского периода нашей истории, тем координатам, которые они указывали в своих отчетах. По этой причине в состав «Челюскин-70» не были включены специалисты и современное гидрографическое оборудование, прежде всего ГБО (гидролокаторы  бокового обзора), которые позволили бы без труда найти рэк даже вне пределов обследуемой зоны. Я не удивлюсь, если «Челюскин» лежит совсем рядом с местом поисков, буквально в паре сотнях метров от него. Но то, что его нет в исследованных координатах – верно почти на 100%. Самую малую вероятность я все же отвожу шансу, что корабль «засосало» в грунт полностью.

Сразу после окончания экспедиции «Челюскин-70» российские СМИ набросились на ее организаторов с лавиной критики - дорогостоящая  экспедиция, а результата нет! Особенно усердствует в интернете господин Сергей Мельникофф, в прошлом, как указывает LENTA.RU, диссидент и политический беженец из СССР, бывший член правления Советского фонда культуры и руководитель поисковой экспедиции 1989 года. Ныне он преуспевающий гражданин США, основатель и президент телекорпорации IPV News USA, действительный член Национального географического общества США, крупный фотохудожник, писатель, режиссер, оператор и прочая, и прочая, и прочая. Эта разносторонняя личность с богатой биографией, согласно некоему «международному рейтингу» (???) входит в «короткий список суперпрофессионалов, работающих в экстремальных природных условиях – в горах, под водой, в джунглях и пещерах». Каково?
Судя по всему, правда, это моя личная догадка, основанная на советской прессе конца70 – начале 80-х гг., это одно лицо с неким Сергеем Мельниковым, организатором подобной экспедиции тех времен, якобы тоже обнаружившей «Челюскин» и осуществившей водолазные спуски на него. Тогда он подписывался под красочными репортажами как редактор газеты «Уральский следопыт». Его яркие описания погружений на затонувший пароход и странствий по закоулкам рэка до сих пор не могут стереться из памяти благодарных читателей. Ведь он собственными руками ощупывал гигантские лопасти гребного винта и счищал водоросли с отливающих золотом букв Ч и Е на корме погибшего судна. Запомнилась из его репортажей и фраза: «…Вдалеке проглядывались очертания кормы…»(???). Это при реальной то видимости в 1-1,5 м максимум. Впрочем, вполне возможно, я неправильно соотнес две похожие фамилии, и господин С. Мельникофф (нырявший якобы на «Челюскин» в 1989 г) не имеет ничего общего с товарищем С. Мельниковым (нырявшим якобы туда же на рубеже  70-80-х гг). В таком случае прошу простить мои ошибочные догадки.
Так вот, г-н Мельникофф (тот, который из США) в современном интервью для LENTA.RU после откровенных издевок над итогами экспедиции «Челюскин-70» и, как водится, обличения руководства нынешней экспедиции (интересно, склочность характера – необходимая черта характера для диссидента?) в деталях и подробно описывает свой отважный спуск на «Челюскин». Но это-то описание и заставляет усомниться в правдивости его рассказа. Уж больно много неточностей, оговорок и откровенных ошибок (непростительных для суперпрофессионала, заявляющего о водолазном стаже в 30 лет и 10000 подводных часах) выпячиваются в интервью. Вот несколько примеров.
Сухой костюм «Садко», который использовал г-н Мельникофф, у него почему-то черного цвета, хотя всегда значительно большая часть площади поверхности защитной гидроодежды этой прославленной советской марки была ярко желтого цвета. Этот костюм скорее желтый, чем черный. Далее, как хорошо известно бывалым подводникам, этот гидрокостюм никогда не имел клапанов для поддува и стравливания воздуха. Посему, в этой «одежке» крайне затруднено (хотя и возможно при определенных опыте и сноровке) устранение «обжима» с возрастанием глубины погружения. Во всяком случае, эта процедура весьма неоперативна. И уж, конечно, она невозможна при «падении камнем» на дно (за 1,5 мин на 50 м!!!), при любой ловкости, при любой «прекрасной проходимости среднего уха»(?). А что такое сильнейший «обжим» на глубине 50 м объяснять, я думаю, не надо.
Весьма странен выбор легководолазной дыхательной аппаратуры для экспедиции 1989 года. Опытный подводник останавливает свой выбор на «простецком, спортивном» акваланге «Украина-2». Наперед зная, что предстоят работы на глубине 50 м, при отрицательных температурах воды, при огромных воздушных потоках в дыхательных магистралях, он выбирает для этих целей самый «теплолюбивый» советский аппарат. Не надежнейший в ледяной воде АВМ-1м, не более современный, хотя и не такой холодоустойчивый АВМ-5(7), а «черноморский», по своей сути, У-2.(?!)
А вот вопросы подводной физиологии, по-видимому, вообще малознакомы бывалому аквалангисту. Чего стоит хотя бы такое утверждение: «Я не боялся остаться с пустым аппаратом (на глубине, повторюсь, 50 м –примеч. автора), так как знал, что по мере уменьшения глубины и падения внешнего давления воздух в легких непрерывно расширяется, и время от времени я должен буду стравливать его при подъеме». Каково, а? Лично я, Аристархов Александр, советую всем читателям этого интервью в интернете и журнала “Октопус” БОЯТЬСЯ остаться на любой глубине с пустым аппаратом! И уж совсем дилетантски  звучат следующие фразы г-на Мельникофф: «К сожалению, воздух, закачанный в баллоны акваланга…оказался «грязным». Он содержал недопустимо большой процент азота (???), и его порциональное (так у автора интервью) давление на почти 50-метровой глубине поставило меня в смертельную ситуацию». Комментарии излишни!
Отдельного разговора заслуживает «знаменитая», единственная в своем роде, фотография «Челюскина», сделанная крупным фотохудожником в столь памятном погружении. Она была сделана у самого дна фотоаппаратом ФЭД-5 без вспышки (!!!) (автор интервью понимал, что экспозиция осуществлена «только по податливости курка затвора»), в кромешной тьме (!!!), царящей там на этой глубине даже в полдень (кто нырял, тот знает!), не пользуясь штативом (!!!), не имея сверхвысокочувствительных фотопленок (напомню, что дело происходило в СССР, в 1989 году, впрочем, я думаю, и на сверхсовременных сверхчувствительных фотоматериалах без блица это невозможно в тамошних водах), при горизонтальной видимости в метр (!), объективом с минимальной дистанцией фокусировки в тот же метр (это техническая особенность используемой фотоаппаратуры!). Я уверен, что «Черный квадрат» Малевича содержит больше визуальной информации, нежели содержала бы полученная в тех условиях фотография. Однако знаменитый режиссер сумел получить в тех условиях, вопреки всем законам физики, проработанный негатив, отпечаток с которого и разместил в интернете. Что изображено на снимке – Бог знает! Абсолютно размытое, абсолютно расфокусированное изображение каждый может интерпретировать в меру своей фантазии. По-моему, пресловутый «Черный квадрат» все равно информативнее!  
Внимательно изучив предысторию поисков «Челюскина», поучаствовав в экспедиции нынешнего года, я получил некую убежденность, что на легендарном корабле до сих пор никого не было. 70 лет он покоится в Чукотском море (если,  конечно, это не была грандиознейшая фальсификация «отца народов» и его прихвостней) и ждет своих первооткрывателей. Необходимы дальнейшие изыскания, и они возможны только с привлечением специалистов и современной поисковой аппаратуры, прежде всего ГБО, с расширением зоны и сроков поиска.


 


Реклама

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 116 гостей 

Поиск по сайту

Новое о "Челюскин"

О. Шмидт – Арктика.

Полярный поход парохода "Челюскин" 1933/34 года привлек благодаря своей особой судьбе внимание многих миллионов. Эта...

О. Шмидт - Советская работа в Арктике.

Пользуясь лучшими достижениями международной науки, советские исследователи совершенно по-новому поставили задачу овладения Арктикой. Они ввели...

О. Шмидт - О «Челюскин».

В 1933 году было решено повторить поход "Сибирякова" - вновь выйти для сквозного прохода Северным...

О. Шмидт - Состав экспедиции и команды парохода «Челюскин».

Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых...

О. Шмидт - Переход. Ленинград - Копенгаген – Мурманск.

Переход до Мурманска конечно не является экспедиционным плаванием, но для нас он имел тогда существенное...

О. Шмидт - Мурманск - мыс Челюскин.

В этой статье мы не будем касаться подробностей плавания, которые с навигационной стороны освещены в...

О. Шмидт - Море Лаптевых и Восточносибирское.

Первая половина нашего пути заканчивалась у мыса Челюскина. Она прошла очень трудно. Что нас ждет впереди,...

О. Шмидт - Колючинская губа.

От мыса Северного "Челюскин" шел уже девяти-десятибалльным льдом, т.е. льдом, покрывавшим от 90 до 100...

О. Шмидт - Берингов пролив.

Дрейф кружил наш пароход. Несколько раз мы проносились мимо мыса Сердце-Камень и снова отодвигались назад...

О. Шмидт - Зимовка.

"Литке" ушел. И все же мы еще не знали наверное, зазимуем мы или нет. Ветер...

О. Шмидт - На льдине.

13 февраля сильное сжатие прошло через место стоянки парохода, и "Челюскин" затонул на 68° северной...

О. Шмидт – Итоги экспедиции «Челюскин».

"Челюскин" не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. Тем не менее проход до...

Новое по мировой истории

Масленица - история и традиции

Масленица - история и традиции

Масленица – один из немногих языческих праздников сохранившихся после принятия...

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Разрушительные стихии над Европой в начале XXI века

Ранее считалось, что стихийные бедствия, происходящие на земле, имеют исключительно...

Иштван I

Иштван I

В 973 году правитель Венгрии, князь Геза, отправил к германскому...

Великий поход Мао Цзэдуна

Льстивая пропаганда не скупилась для своего вождя на хвалебные эпитеты:...

Местное управление в России XVII века

Местное управление в России XVII века

По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру....

Приказы в России XVII века

Приказы в России XVII века

Центральное управление осуществляли приказы (общегосударственные, дворцовые,...

Состав Думы в России XVII века

Состав Думы в России XVII века

Члены Думы, являясь советниками царя по вопросам законодательства, и сами...

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века…

Боярская дума и характер законотворческой деятельности в России XVII века

В правление царя Алексея Михайловича система государственного управления, формировавшаяся с...

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Приказная система управления в России XVII века в оценке историков

Оценка историками сложившейся к концу XVII в. системы управления, прежде...

Преемственность двух эпох

Преемственность двух эпох

Начиная с работ Г.Ф. Миллера, в исторической науке утвердился взгляд...

  • fig_2.jpg
  • Stroitelstvo_Cheliuskin(Lena).jpg
  • esche_Lena.jpg
  • 135.jpg
  • fig_1.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_1.jpg
  • lager_SHmidta.jpg
  • photo.jpg
  • Cheluskin_otplytie_iz_Leningrada.jpg
  • Cheluskin_vo_ldah_2.jpg